Юрий Синельник, лизинг в 2024 году — падение или рост

предприниматель и инвестор

Юрий Синельник, лизинг в 2024 году — падение или рост

Прошедший год был богат на события, повлиявшие на рынок лизинга в нашей стране. К наиболее существенным из них можно отнести многократное и значительное увеличение Центробанком РФ ключевой ставки. Это привело к резкому увеличению стоимости денег для лизинговых компаний. Как известно, для финансирования лизинг активно кредитуется, а в последнее время еще и все чаще размещает облигационные займы. Отразится ли это на отрасли в целом? Как поведут себя лизинговые компании с клиентами?

Разобраться в перспективах лизинговой отрасли нам помог человек, который посвятил более 20 лет данной сфере, владелец «Лизинговой компании Пруссия» Синельник Юрий Петрович.

— Юрий Петрович, изменились ли условия предоставления лизинга в отрасли вслед за изменением ключевой ставки?

— Конечно. Лизинговым компаниям вынужденно пришлось повышать графики платежей. Причем повышение коснулось не только заключенных договоров, но и действующих. Особенно сложно пришлось компаниям, предлагавшим очень дешевые графики платежей с целью выиграть в конкурентной борьбе и в надежде в дальнейшем увеличить прибыль за счет увеличения количества сделок. У большинства таких компаний процент по полученным кредитам был соизмерим или даже выше, чем процент, заложенный в графики лизинговых платежей. В такой ситуации, да еще и при повышении ключевой ставки, лизинговый договор начинает генерировать не прибыль, а убыток. И чем больше количество и сумма сделок, тем больше убыток. Вариантов выхода из этой непростой ситуации немного: либо повышать график платежей по действующим договорам до уровня плановой рентабельности, либо оставить все как есть, ожидая скорейшего снижения ключевой ставки. Считаю, что позволить себе отказаться от увеличения графиков платежей смогут лишь те компании, которые обладают достаточными ресурсами, чтобы работать продолжительное время на грани прибыльности.

В этой связи мы постоянно анализируем предложения конкурентов. И могу отметить, что большинство лизинговых компаний все же повысили графики платежей в августе и октябре, сразу же вслед за увеличением ключевой ставки.

— Значит, нам стоит ожидать замедление лизинговой отрасли?

— Вовсе нет, не все так печально. Бизнес не в первый раз оказался в условиях дорогих денег, при этом ничего не остановилось, как многие ожидали. Полным ходом началась переориентация на внутреннее производство. В этой связи появилась большая потребность для расширения и обновления производственных мощностей. Поэтому спада продаж не случилось, более того, вплоть до сегодняшнего дня наблюдается рост.

— А какие предметы лизинга сейчас востребованы? Кто основной производитель?

— По сравнению с ситуацией двухлетней давности кардинально изменилось лишь происхождение приобретаемого в лизинг оборудования. В настоящее время наблюдается тотальное превосходство предметов лизинга из Китая. Обращений за лизингом оборудования из Европы все меньше, даже подержанное оборудование не пользуется таким спросом, как раньше. Это связано со сложностью приобретения, пусконаладочных работ и постпродажного обслуживания. Многократно усложнился завоз запчастей, обучение персонала и прочее. Остановленная логистика с Западом быстро трансформировалась в бурно развивающуюся логистику с Китаем. Сейчас доставка и таможенное оформление из Китая осуществляется намного быстрее и легче, чем год назад.

Сейчас в нашей стране происходит бурная локализация производств различных видов товаров, которые мы ранее импортировали. С недавних пор импортировать стало невозможно. Теперь данным предприятиям требуются производственные мощности для увеличения объемов производимой продукции либо для выпуска новой с целью замещения ушедшей с рынка. Эти компании остро нуждаются в лизинге.

— И это ваши основные клиенты?

— Все верно, наш главный продукт — лизинг оборудования, как нового, так и б/у. Наши основные клиенты — это компании, которые увеличивают производственные мощности, заменяют либо обновляют их, а также компании, которые открывают дополнительные виды деятельности.

— Что вы можете сказать о результатах отрасли в 2023 году?

— Аналитические исследования в области лизинга будут представлены в марте-апреле 2024 года. Подготавливает данные исследования рейтинговое агентство «Эксперт РА». Однако уже сейчас можно понять, что в целом рынок лизинга в 2023 году заметно вырос. Здесь следует отметить, что существенный вклад в рост отрасли внесло подорожание цен вследствие снижения курса рубля.

Юрий Петрович, как вы считаете, несмотря на все трудности, «Лизинговой компании Пруссия» так же показывает рост?

— Да, причем быстрее, чем отрасль в целом. В отличие от многих лизинговых компаний, мы отказались от увеличения графиков лизинговых платежей по вновь заключаемым договорам лизинга. И тем более мы не пересчитывали графики лизинговых платежей по действующим договорам. Такая стратегия была просчитана и выбрана осознанно. Мы гарантированно сможем пережить период высокой ключевой ставки. Вместе с тем предполагаемое снижение ключевой ставки в ближайшие месяцы, несомненно, будем рассматривать как приятный бонус. В настоящее время мы заключаем новые договоры на прежних условиях, пусть даже со значительным снижением прибыли компании. Это, однако, позволяет сохранить лояльность действующих клиентов — наш главный актив — и привлекать новых. Оставляя неизменным наше удорожание, несмотря на увеличение ключевой ставки, мы стали более конкурентоспособными. А увеличившийся в 4 раза объем сделок за январь—февраль 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года позволил значительно перекрыть снижение рентабельности и показал правильность выбранной стратегии.

При сохранении таких темпов можно будет с уверенностью констатировать, что этот год станет лучшим за всю историю компании.

Считаю, что нам удалось также совершить не только количественный, но и качественный рывок. За короткий срок мы смогли адаптироваться к значительно возросшему потоку клиентов. Удалось автоматизировать и настроить бизнес-процессы на работу с большим объемом сделок без потери качества. И, благодаря этому, исключить потери клиентов на всех промежуточных этапах сделки.

По итогу можно с уверенностью констатировать, что стресс-тест компанией пройден. Мы успешно справились с кратным увеличением потока клиентов, который позволил сохранить и даже увеличить прибыльность компании. Здесь хочется отметить главное: новые клиенты «Лизинговой компании Пруссия» в 83% случаев становятся повторными. Вызовы рынка нам удалось превратить в точки роста.